Ежегодно 15 марта отмечается проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций Всемирный день защиты прав потребителей. Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в известных со школьных времён Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако, в качестве отдельной группы законодательных актов эти нормы были упомянуты 15 марта 1962 года в выступлении 35-го президента США Джона Ф. Кеннеди в конгрессе США при введении «Билля о правах».

Президент Кеннеди дал определение понятию «потребитель» и выделил принципиальные права этой категории граждан:

— право на информацию,

— право на безопасность,

— право на выбор,

— право быть услышанным.

Впервые этот день отмечался в 1983 году, и был приурочен к 21 годовщине выступления.

В 1960 году было создано независимое неполитическое некоммерческое объединение – Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International, CI), которая на международном уровне защищает права потребителей, используя такие организации как ЮНЕСКО и ООН. Заявленные ранее права эта организация дополнила правом на возмещение ущерба, правом на здоровую окружающую среду, правом на потребительское образование и правом на удовлетворение базовых потребностей.  Сейчас Всемирная организация союзов потребителей объединяет около двухсот общественных и государственных организаций по защите прав потребителей почти в восьмидесяти государствах.

9 апреля 1985 года на 106-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН Резолюцией № 39/248 были приняты Руководящие принципы по защите интересов потребителей, что обеспечило правам потребителей международное юридическое признание. Теперь правительства и государственные структуры должны руководствоваться этим документом при определении политики и разработке национального законодательства в области защиты интересов потребителей. При этом Всемирная организация союзов потребителей оказывает странам и отдельным гражданам консультативную, методическую, образовательную и правовую помощь.

Она осуществляется посредством распространения различных информационных материалов (памяток, брошюр, листовок и буклетов), организации и проведения семинаров и тренингов для представителей органов управления, кооперативных и торговых организаций, предпринимателей, представителей общественных объединений потребителей, а также разъяснительных и иных мероприятий в сети Интернет.

В СССР в 1989 году для разрешения спорных ситуаций, возникающих между гражданами – потребителями торговых, финансовых, бытовых и иных услуг, была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ. В её деятельности по мере необходимости принимали участие антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы, суды и другие организации.

В России Всемирный день защиты прав потребителей впервые отмечался в 1992 году. Это было связано с принятием Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В этом документе законодательно закреплялись права граждан на получение качественных услуг, а также права и обязанности организаций, осуществляющих торговую деятельность или предоставляющих услуги населению. Официальное признание эта дата в нашей стране получила в 1996 году со вступлением Российской Федерации в Международную организацию потребителей. Основная деятельность по защите прав потребителей в России проводится Союзом потребителей Российской Федерации (СПРФ). Данная общественная организация была создана в декабре 1990 года. Сейчас она объединяет свыше сотни региональных, городских и районных объединений – обществ и центров по защите прав потребителей.

Каждый год Всемирный день защиты прав потребителей проходит под тем или иным девизом. Предполагается, что рациональное, грамотное, вдумчивое потребление услуг, совершение покупок, расходование природных ресурсов, бережное отношение к окружающей среде как её потребление смогут не только уменьшить экономические издержки, но и снизить нагрузку на природу и общество, сократить уровень социальной и моральной нищеты.

0