Святого Георгия Победоносца почитают в разных странах, и это почитание берет свое начало со времён процветания Римской империи. Приблизительно в IV веке сначала в Восточной, а затем в Западной Европе появляются храмы, носящие его имя. На Руси он становится одним из первых почитаемых святых. Князь Ярослав с открытием храма в Киеве установил в этот день праздник для всех славян, называемый Юрьевым днем, который отмечается в ноябре и в мае.
В знак особого почитания изображения Георгия появились на монетах, знамёнах, княжеской утвари.
Георгий родился в Каппадокии в семье военачальника Геронтия. Тот погиб в бою, не дожив до совершеннолетия мальчика. После этого мать вместе с сыном переехала в палестинскую Лидду, где жили ее родственники. Мать отправила Георгия на военную службу, где император Диоклетиан быстро оценил его ум, мужество и стойкость. Вскоре юноша стал военачальником.
После смерти матери Георгию осталось богатое наследство, и, казалось бы, он мог жить в свое удовольствие. Однако в это время он знакомится с христианской идеологией и принимает их веру. Момент знакомства с христианской религией совпадает с периодом гонения на христиан. Он раздает свое имущество нуждающимся и распускает рабов. Георгий заявляет о своей вере Диоклетиану, который был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов, т.е. язычества. После уговоров об отречении от веры император в качестве наказания приказал пытать бывшего любимца, чтобы заставить того отречься от веры. Однако, он вынес все мучения и победил страдания и соблазны. Только после этого ему по приказу императора отсекли голову. За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем.
Христианское предание считает местом захоронения Георгия Лидду (сейчас это город Лод в Израиле). Там, в православном храме, хранится голова великомученика, а другие части мощей есть в Венеции, Риме, Праге, Кёльне и Парижском реликварии Сент-Шапель. Правую руку Георгия оберегают на греческом Афоне, в монастыре Ксенофонта.
На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого. Согласно легенде, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который наводил ужас на местных жителей. Чтобы успокоить монстра, жители отдавали ему каждый месяц на съедение юношу или девушку. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее нарядили в лучшие одежды отвели на берег озера, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда чудовище стало приближаться к ней, вдруг появился светлый юноша на белом коне. Он поразил копьем змея и спас девушку. Этот юноша и был святым Георгием. Легенда гласит, что таким образом было прекращено уничтожение людей в округе Бейрута, а жители, бывшие до того времени язычниками. восхищенные его подвигом, приняли христианство.
Святой Георгий считается покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием». Он изображен на гербе города Москвы, а также на ряде государственных наград Российской Федерации. До 1917 года военные – представители регионов Средней Азии и Кавказа, награжденные за боевые заслуги, иногда даже просили дать им знак отличия не с двуглавым орлом, а с всадником, имея в виду Георгия Победоносца.
Можно также говорить о том, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию этого святого как покровителя скотоводства и защитника от хищных зверей.
День великомученика Георгия в народе еще называют «Юрьев (или «Егорьев») день». До времен царствования Бориса Годунова в этот день крестьяне могли переходить к другому помещику. Однако после полного закрепощения это право у них было отнято, а в народе появилось выражение «вот тебе и Юрьев день». Оно означало крайнюю степень разочарования. Отсюда же родилось слово «объегорить», то есть «жестоко обмануть».
На Руси весенний «Егорий» был началом распашки полей и выпаса домашних животных. Поэтому великомученика просили о богатом урожае, хорошей погоде, здоровье скота.
Считалось, что святой приходил на помощь всем, кто его об этом просил. В это день нельзя было ссориться, особенно с военными. Крестьяне опасались, что, если впасть в ярость на «Егория», можно получить удар молнии при ближайшей грозе.
Девушки с этого дня начинали собирать лечебные растения. Если находили на травинках «егорьевскую росу» – умывались ею, чтобы сохранить красоту на долгие годы.