Более 300 лет назад в марте 1711 года российским императором Петром I был издал Указ об учреждении высшего органа исполнительной, законодательной и судебной власти в государстве – Правительствующего Сената. Несмотря на то, что это был высший орган власти, подчинялся он все же императору.

Необходимость создания подобного органа власти была вызвана частыми отъездами Петра из своей резиденции.  Царь не сидел на месте, часто выезжал к войскам, на верфи, на появляющиеся мануфактуры. Стремился вникнуть в государственные вопросы сам и непосредственно на местах. Далеко не всегда его сопровождали все чиновники и придворные, чтобы выполнять поручения по управлению текущими делами государства. Поэтому на время своего отсутствия Петр I поручал ведение дел нескольким доверенным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела. Вновь созданная властная структура получила название «Сенат» и заменила изжившую себя Боярскую думу. Несмотря на чужеземное название, российский Сенат не был похож на аналогичные органы в европейских странах.

В период проведения реформ во всех сферах жизни российского государства Петру нужна была не совещательная или законодательная структура с ее, может быть, и правильными мыслями, но с весьма длительным их исполнением, а орган оперативного управления государством из немногих толковых людей, способных понять замысел царя, издать исполнимое распоряжение и жестко проконтролировать его исполнение. При этом люди, вошедшие в этот орган, должны были иметь все полномочия, чтобы все их боялись, сами же должны быть настолько ответственными, чтобы бояться возможной ответственности за свою нерадивость. Сенат действовал исключительно по поручению царя, отчитывался только перед ним и решал дела единогласно. Чтобы избежать принятия решений под давлением чьего-либо авторитета, в Сенат не был введен никто из ближайших соратников Петра. Большинство членов Сената были людьми не особо знатными, но разбирающимися в вопросах обеспечения армии, что на тот момент было самым важным.

Первыми сенаторами были назначены граф Иван Мусин-Пушкин, боярин Тихон Стрешнев, князь Пётр Голицын, князь Михаил Долгоруков, Григорий Племянников, управитель тульских казенных заводов князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер, т.е. военный казначей, Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Обер-секретарём был назначен Анисим Щукин.

В Указе о создании Сената Пётр писал: «…Мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине». Большая власть и полномочия налагали ответственность и на самих сенаторов. В Указе было сказано: сказано: «И ежели оной Сенат через своё ныне перед Богом принесённое обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказан».

Через своих представителей – комиссаров – Сенат взаимодействовал с губернскими властями. Тогда же при Сенате появилась должность фискалов. Сенат занимался контролем всех государственных доходов и расходов, осуществлял надзор за чиновничьим аппаратом во всех коллегиях, кроме иностранной. Для этой цели при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокуроров. В отличие от фискалов, которые в значительной степени занимались негласной деятельностью, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности тут же должны были его устранить. Первым генерал-прокурором Сената был назначен Павел Ягужинский.

Располагался Сенат сначала в Москве, но затем перебрался в Санкт-Петербург, а в Москве осталась лишь так называемая «канцелярия сенатского правления».

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Появились другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената.

Управление губерниями пришло в упадок. Сенат, стоявший во главе центральных учреждений, потерял свою силу, но все-таки занимался текущей работой правительства. При императрице Елизавете Петровне Сенату было подчинено запорожское казачье войско.

При Екатерине II Сенат был разделен на департаменты, которые занимались работой с губерниями и территориями России. Это повысило оперативность в делопроизводстве. Однако теперь губернаторы могли обращаться к императрице напрямую, минуя Сенат. К тому же он был лишен законодательных функций. Формально он оставался высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора. Ситуация практически не изменилась при императоре Павле I.

В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената. Сенату было формально возвращено право разрабатывать законопроекты и представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти). При Александре II высшим законотворческим органом стал Государственный Совет. Постепенно из органа управления Сенат превращается в орган надзора за законностью, каким его в своих проектах хотела сделать Екатерина II.

В 1872 г. в составе Сената было создано «Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» – высший политический суд России.

К началу XX в. Сенат занимается вопросами ревизий, апелляций, рассмотрение протестов губернских прокуроров, кассационными жалобами по гражданским и уголовным делам, надзором за законностью действий правительственных лиц и учреждений. В 1906 г. в Сенате был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников.

После Октябрьской революции декретом Советской власти о суде от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. Сенат был упразднен. В ходе гражданской войны со стороны белых войск в восточных и южных регионах России были попытки восстановить его деятельность. Полноценной деятельность такого сената не была, он выполнял роль высшей судебной инстанции, и он вскоре был ликвидирован. В новой функции – представительства избранников регионов – Сенат появился в годы Советской власти как Верховный Совет СССР, а затем как Совет Федерации в Российской Федерации с его комитетами и комиссиями.

0