Фото: Яндекс

Воздушный таран – особый прием воздушного боя, при совершении которого пилот наносит повреждения самолету противника или иной цели путем удара по нему своим самолетом. При таране воздушной цели у пилота есть некоторые шансы остаться в живых, если имеется определенный опыт пилотирования и везение, или он сможет воспользоваться парашютом. Крайне рискованный прием, который может использоваться в чрезвычайной ситуации, когда закончились боеприпасы и нет другого способа прекратить полет неприятельского самолета.

Совершение тарана – это всегда подвиг. Первыми в мире эти подвиги совершили русские летчики: автор знаменитой «мертвой петли» штабс-капитан Петр Нестеров, 8 сентября 1914 года; 28 октября 1937 года в небе Испании над Барселоной летчик-интернационалист Евгений Степанов совершил первый в мире ночной таран – он атаковал итальянский бомбардировщик.

Во время Великой Отечественной войны воздушные тараны советские летчики провели практически в первые минуты боевых действий. Всего только в первый день войны советские летчики 19 раз таранили самолеты противника. Известны, например, имена пилотов Ивана Иванова, Леонида Бутерина, Петра Рябцева. За все время войны советские летчики провели более 600 воздушных таранов.

Первый официально упомянутый ночной таран был проведен в ночь с 6 на 7 августа 1941 года в небе в районе Подольска. Тогда командование 177 истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО получило сигнал тревоги, после чего истребитель И-16, который пилотировал младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин, был поднят в воздух и вылетел на перехват вражеских самолетов, летевших на бомбардировку Москвы. Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево Московской области В. В. Талалихин обнаружил следовавший на высоте 4800 м самолет «Хейнкель-111» и атаковал его. Талалихину удалось поразить правый мотор фашистского бомбардировщика. Однако немецкий пилот маневрировал, открыл ответный огонь и попытался оторваться от советского истребителя. Вражеским огнем Виктор Талалихин был ранен. У него закончились боеприпасы, фашистский самолет продолжал свой полет. В этой ситуации Талалихин сблизился с фашистским самолетом сзади и нанес ему удар винтом по хвостовому оперению. «Хейнкель-111» загорелся и упал на землю. И-16 Талалихина перевернулся и тоже стал падать. Младший лейтенант Талалихин выпрыгнул из поврежденного истребителя с парашютом и попал в речку Северку, где его увидели местные жители и помогли ему выбраться. В деревне Степыгино его перевязали, а затем помогли добраться до штаба полка.

Примечательно, что накануне тарана в ночь на шестое августа Талалихин сбил, и тоже ночью, немецкий бомбардировщик «Юнкерс».

Уже 8 августа 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» летчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». А 9 августа об этом подвиге было сообщено в газетах и по радио. 2 сентября летчику-герою награды были вручены.

В воздушных боях Виктор Талалихин уничтожил шесть самолетов врага. Он был назначен заместителем командира 1‑й эскадрильи 177‑го истребительного полка. За маленький рост (всего 155 см) боевые товарищи прозвали его Малышом. Но, несмотря на такое шутливое прозвище, все уважали его за отвагу, спокойствие и вдумчивость при анализе боевых ситуаций.

27 октября 1941 г. В. В. Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе Подольска. В районе деревни Каменки советские самолеты были атакованы вражескими истребителями «Мессершмитт‑109». Во время воздушного боя В. В. Талалихин сбил один вражеский самолет, но был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время получил смертельное ранение в голову.

Родился Виктор Талалихин 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в рабочей семье. В 1933 году, в пятнадцатилетнем возрасте, Виктор устроился рабочим на Московский мясокомбинат, где и окончил фабрично-заводское училище. В сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мясокомбината. В октябре 1936 г. получил комсомольскую путевку в аэроклуб Пролетарского района Москвы.

В декабре 1937 г. Виктор Талалихин поступил и в декабре 1938 г. окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в Борисоглебск Воронежской области. После ее окончания в звании младшего лейтенанта Виктор Талалихин был распределен на должность младшего летчика в 3-ю авиационную эскадрилью 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа. В это время Виктор летал на истребителе И-153 «Чайка».

С началом войны с Финляндией две эскадрильи полка перебросили на Карельский перешеек для участия в боевых действиях, где включили в состав 152-го истребительного авиационного полка. Летчики эскадрильи регулярно совершали боевые вылеты, подавляя огневые точки противника.

Весной 1941 г. Виктор Талалихин окончил курсы командиров звеньев и был назначен командиром авиационного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го истребительного авиационного полка. После начала Великой Отечественной войны полк был перебазирован ближе к Москве на защиту воздушных подступов к столице.

Простое происхождение. 23 года. Короткая и героическая жизнь.

Виктор Васильевич Талалихин был похоронен с воинскими почестями сначала в колумбарии Донского кладбища, а в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» его прах был перенесён и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Приказом народного комиссара обороны СССР от 30 августа 1948 г. Талалихин был навечно зачислен в списки 1-й авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка, в составе которого он сражался под Москвой.

В Центральном музее вооруженных сил в Москве находится фюзеляж сбитого Виктором Талалихиным немецкого самолета «Хейнкель‑111». Рядом в витрине выставлены личные вещи, фотографии и документы героя-летчика.

9 мая 1960 г. в Подольске, в парке, носящем имя Виктора Талалихина, установлен его бюст. В поселке Кузнечики, на 43‑м километре Варшавского шоссе, недалеко от места гибели летчика, установлен бронзовый памятник.

Именем Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Борисоглебске, Улан-Удэ, Краснодаре, Новгороде, Оренбурге, Омске и других городах России, Беларуси, Донецкой Республики. Его имя носит морское судно, многие учебные заведения Российской Федерации. В Ботаническом саду МГУ им. М. В. Ломоносова выведен сорт гладиолусов «Виктор Талалихин». Памятники в честь подвига Талалихина установлены в Подольске, Москве и Саратове. В июне 2014 года поисковики нашли в лесу приблизительно в 20 км от Москвы самолёт И-16, на котором младший лейтенант Виктор Талалихин таранил немецкий бомбардировщик. Части самолёта были доставлены в Домодедовский историко-художественный музей.

0