Имя этого человека упоминается достаточно часто, особенно в ситуациях бытового характера, хотя о нем написаны музыкальные и художественные произведения (опера «Иван Сусанин», 1815 г., композитор К. Кавос, автор либретто А. Шаховский; опера «Иван Сусанин» (переименована в «Жизнь за царя»), 1836 г., композитор М. И. Глинка, автор либретто Г. Розен; картины художников К. Маковского, М. Нестерова, Н. Дмитриева-Оренбургского). В энциклопедических изданиях написано, что он является героем освободительной борьбы русского народа начала XVII века; будучи крепостным крестьянином дворян Шестовых Костромского уезда, зимой 1613 года завел отряд польских захватчиков, которые искали молодого царя Михаила Романова, в непроходимое лесное болото, за что и был ими жестоко убит. Единства в вопросе, когда Сусанин совершил свой подвиг, нет. В одних источниках называется зима, в других – март, а в третьих – апрель месяц. Есть версия, что спасение Михаила Романова произошло осенью, когда он еще не был избран царем.

События приходятся на так называемое Смутное время. Поляки еще не полностью изгнаны с территории Московского царства. В стране власть принадлежит непонятно кому. В Москве Земский Собор решает, кому отдать власть, выбирает нового царя. В такой ситуации поляки намереваются посадить на российский престол своего кандидата и любые другие личности являются соперниками для них, которых нужно устранить тем или иным способом. Избранный в феврале 1613 года молодой царь Михаил Федорович Романов остановился в селе Домнино Костромского уезда.

Дальнейшие события описаны в обельной грамоте царя. Такой документ выдавался крестьянам, освобожденным от всех податей и повинностей за какие-либо особые заслуги. Им жаловалась земля в вотчинное владение и предоставлялись те же преимущества, которыми пользовались только духовное сословие и дворянство. В грамоте записано:

«Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти.»

В этом документе не говорится, что Иван Сусанин куда-либо вел поляков. Через сто с лишним лет правнуку Сусанина понадобилось подтвердить семейные привилегии, и они были подтверждены. В указе императрицы Анны Иоанновны от 19 мая 1731 года написано, что «Польские и Литовские люди, поймав многих языков, пытали и расспрашивали про него Великого Государя, которые языки сказали им, что Великий Государь имеется в оном селе Домнине и в то время прадед его оного села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными Польскими людьми, а деда их Богдана Сабинина своего зятя оный Сусанин отпустил в село Домнино с вестью к Великому Государю, чтоб Великий Государь шел на Кострому в Ипацкий монастырь для того что Польские и Литовские люди до села Домнина доходят, да он Польских и Литовских людей оный прадед его от села Домнина отвел и про него Великого Государя не сказал и за то они в селе Исуповке прадеда его пытали разными немерными пытками и, посадя на столб, изрубили в мелкие части…».

Получается, что польско-литовским захватчикам все же удалось узнать, где приблизительно находится молодой царь. Но им требовался проводник, поскольку дорогу они не знали. Проводник Иван Сусанин сумел через своего зятя предупредить Михаила Федоровича об опасности, а сам увел отряд захватчиков в совершенно другое место, где и принял мученическую смерть.

Точные места его гибели и затем захоронения до настоящего времени не установлены. Важно не столько то, что Иван Сусанин спас царя, а то, что свою жизнь от отдал во благо Отечества.

0