Действительно, имеется в виду человек выдающийся, соединивший в себе указанные черты. Его подвиг в 1946 году был описан в книге известного советского прозаика, журналиста и киносценариста Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Речь идет о советском военном летчике Алексее Петровиче Маресьеве.

Родился Алексей Маресьев 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. Еще точнее на хуторе Верёвкин Верхне-Добринской волости Камышинского уезда. Отец Пётр Авдеевич Маресьев после Первой мировой войны умер от ран. Мать Екатерина Никитична работала уборщицей на деревообрабатывающем заводе и одна воспитывала троих детей.

После окончания восьмилетки в Камышине Алексей поступил в фабрично-заводское училище. Там он получил специальность токаря по металлу. Затем трудился на Камышинском лесозаводе. Очень хотел летать, но давали о себе знать последствия перенесенного в детстве ревматизма. И все же Алексей поступил на заочный рабфак Московского авиационного института. В те годы комсомол массово помогал в строительстве промышленных объектов в стране. В 1934 году его направили по комсомольской путевке в город Комсомольск-на-Амуре на строительство авиационного завода. Здесь же он стал заниматься в местном аэроклубе.

В октябре 1937 года Алексея Маресьева призвали на срочную службу в пограничные войска НКВД СССР. Учитывая приобретенные в аэроклубе знания и навыки, его направили служить авиатехником в авиацию погранвойск на острове Сахалин. Здесь он обслуживал стоявшие на вооружении отряда самолёты-разведчики Р-5, а позднее истребители И-15. В январе 1939 года его направили в Читинскую школу военных пилотов, а затем перевели в Батайск. В 1940 году он окончил он окончил курс обучения и в звании младшего лейтенанта продолжил службу в Батайском авиационном училище в качестве инструктора. Инструкторами были летчики, которые могли передать свои знания и умения начинающим. В Батайске Маресьева застала война.

Уже в августе 1941 года Маресьев был направлен в 296-й истребительный авиаполк на Юго-Западный фронт, где в районе Кривого Рога состоялся его первый боевой вылет. 

В марте 1942 года А.П. Маресьева перевели в 580-й истребительный авиаполк на Северо-Западный фронт. Здесь он летал на самолете Як-1. Будучи уже командиром звена, он 1 апреля 1942 года открыл свой боевой счёт, а в воздушном бою 4 апреля сбил сразу два самолёта. 5 апреля летчикам эскадрильи, где служил Маресьев, была поставлена задача по прикрытию бомбардировщиков. Вылет был в район так называемого «Демянского котла» в Новгородской области. Немецкая авиация активно снабжала свои окружённые войска по воздуху, а советские лётчики старались этому помешать. Во время выполнения задачи в воздушном бою самолет Маресьева был подбит. Летчику удалось дотянуть самолёт через линию фронта до своей территории, но в нескольких километрах севернее деревни Рабежа Демянского района при попытке совершить вынужденную посадку в лесу он упал с высоты 30 метров. Алексею Маресьеву раздробило обе ступни. Ориентируясь по солнцу, он восемнадцать суток через глухие леса и заболоченные участки ползком пробирался к людям на восток. Случайно его заметили жители деревни Плав Валдайского района. Им трудно было определить, что это за человек. К тому же, на вопрос «Ты немец?» Маресьев не смог ответить. Не было сил. Колхозники побоялись его трогать и вернулись в деревню. Затем на него наткнулись мальчишки Серёжа Малин и Саша Вихров из той же деревни. Они привели деда Саши, который отвёз полуживого, обессилевшего летчика на подводе в свой дом.

Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Медицинскую помощь в селе оказать было невозможно, в селе врача не было. Удалось связаться с командованием части. И в начале мая самолетом, которым пилотировал командир эскадрильи Маресьева А.Н. Дехтяренко, летчика вывезли в госпиталь в Москву.  

В госпиталь он попал с заражением крови и гангреной. Под руководством профессора Н. Н. Теребинского была сделана операция. Жизнь летчика была спасена, но для этого врачам пришлось ампутировать ему обе ноги в области голени.

В июне 1942 года за сбитие трёх немецких самолётов А.П. Маресьев был награждён орденом Красного Знамени.

Очевидно, в госпитале из старых газетных вырезок ему удалось узнать о русских летчиках первой мировой А. Н. Прокофьеве-Северском и Ю. В. Гильшере. Первый без ступни летал на «Фармане», а второй, потеряв ногу, вернулся в авиацию и погиб в воздушном бою против нескольких самолетов летом 1917 года. 

Затем А.П. Маресьева отправили в Куйбышев (сегодня – Самара), в специализированный госпиталь № 3999 для пациентов с ампутированными конечностями. Превозмогая себя, он научился не только ходить на тяжелых и неудобных протезах, но и бегать и даже танцевать. Удалось убедить военно-врачебную комиссию в своей годности к полетам. Его направили в летную школу в поселке Ибреси (тогда Чувашской АССР). В феврале 1943 года Маресьев совершил свой первый после ранения пробный вылет, а затем добился отправки на фронт.

Он был направлен в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк, который действовал в небе над Курской дугой на Орловском направлении.  Здесь А.П. Маресьев совершил семь боевых вылетов на истребителе Ла-5, лично сбил три немецких самолёта. Летчики авиаполка сражались отважно, за девять дней сбили 47 самолётов врага. 24 августа 1943 года А.П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза (в наградных документах значится Золотая Звезда № 1102). Для рассказа о летчиках-гвардейцах в полк стали часто приезжать военные корреспонденты, среди которых однажды оказался военкор «Правды» Борис Николаевич Полевой. В полку он и познакомился с Маресьевым. Писатель не смог немедленно опубликовать очерк о безногом лётчике, и эта история была рассказана уже после войны. В 1946 году вышла книга Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке», а в 1948 году появился одноимённый фильм.

К концу войны имя Маресьева было уже широко известно в стране и его возможная гибель на столь рискованной службе рассматривалась с точки зрения пропаганды как крайне нежелательная. Поэтому он после ряда настойчивых предложений вышестоящего командования в марте 1945 года согласился перейти с боевой должности на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. А в июле 1946 года А.П. Маресьев был уволен в запас в звании майора.

Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага – три до ранения и семь после. Свои последние вылеты на самолёте совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

Он постоянно поддерживал свою физическую форму – занимался гимнастикой, летом ездил на велосипеде, зимой бегал на лыжах и коньках.

Благодаря повести Полевого и фильму стал очень известен, его приглашали на многие торжества, часто организовывали встречи со школьниками. Его пример широко использовался для воспитания молодежи. С сентября 1956 года работал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны.

Конечно, такой человек должен был быть на голову выше всех остальных с точки зрения идеологии. В 1952 году он оканчивает Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году защищает кандидатскую диссертацию по истории.

8 мая 1967 года А. П. Маресьев участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве. 

Он был почётным гражданином городов Камышин Волгоградской области, Комсомольска-на-Амуре, Батайска, Орла, Стара-Загора (Болгария).

В 1978 году ему было присвоено звание полковник в отставке. В 1989—1991 годах А.П. Маресьев являлся народным депутатом СССР.

На 18 мая 2001 года в Театре Российской Армии в Москве был запланирован торжественный вечер по случаю 85-летия героя. Но за час до начала концерта у него случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался с минуты молчания.

А. П. Маресьева похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке был открыт памятник.

Кроме медали «Золотая звезда» и звания Героя Советского Союза, он награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды. Имеет и другие награды: орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, орден Дружбы, орден Октябрьской Революции, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы Народов, орден Почёта, Благодарность Президента Российской Федерации, Почётная грамота Правительства Российской Федерации. Отмечен также наградами иностранных государств – орденом Дружбы (ЧССР), медалью «За заслуги в деле развития дружбы и сотрудничества с ЧССР» в золоте (ЧССР), медалью «60 лет Вооружённым силам МНР» (МНР).

Об А.П. Маресьеве помнят во многих городах России и СНГ. В его честь названы улицы в Москве, в посёлке Ибреси Республики Чувашия, Горно-Алтайске, Актюбинске, Ташкенте и других городах. В Камышине, Москве, Батайске, Комсомольске-на-Амуре, Краснодаре, Бологое, Чимишлия (Молдова) открыты монументы, мемориальные доски и памятники.

Именем Маресьева также названы малая планета, школы в городах Москва и Орел, педагогический колледж в Камышине, даже сорт сирени; выпущены почтовый конверт и почтовая марка России. В 2004 году при содействии Правительства Москвы учреждена международная премия имени Алексея Маресьева «За волю к жизни», которая имеет совей целью популяризацию примеров мужества и жизнестойкости людей нашего времени. А в 2014 году в городе Камышин Волгоградской области создан Региональный общественный Фонд имени А. П. Маресьева «За волю к жизни».

Был ли он единственным в истории таким летчиком? Нужно сказать, что нет. По одному случаю отмечено в Великобритании, Германии и Японии. Конечно, это говорит о любви этих людей к своей профессии, летном и боевом мастерстве. Но такого количества героев, мужественных людей, как у нас, их стремления защищать Родину, несмотря на свои тяжелые раны и другие препятствия, все же не было.

Летчик-истребитель Леонид Георгиевич Белоусов летал без обеих ног, без левой ноги бил врага на истребителе Александр Иванович Грисенко, без ноги пилотировал истребитель Иван Михайлович Киселев. После ранения в голову ослеп на левый глаз, но проводил воздушную разведку Леонид Ильич Елькин. Потеряв обе ступни после ранения и обморожения, в боевых вылетах принимали участие летчики-истребители Георгий Павлович Кузьмин и Захар Артемович Сорокин. После тяжелого ранения плечевого сустава и последовавшей ампутации левой руки вернулся в строй Леонид Иванович Антонов. Иван Степанович Любимов после тяжелого ранения вернулся в истребительную авиацию и воевал без левой ступни. Летчик бомбардировочной авиации Илья Антонович Маликов летал и воевал без правой ноги. В чем-то он похож на главного персонажа фильма «Небесный тихоход». После ранения и ампутации ноги он вернулся в авиацию, летал сначала на самолете «По-2», а затем снова на бомбардировщике.

Подвиг Маресьева во время боевых действий в Афганистане повторил и штурман ВВС Валерий Анатольевич Бурков. Биографии этих людей похожи. Похожи и их подвиги. Просто об одних мы знаем чуть больше, о других – чуть меньше. Абсолютно одинаково было их желание несмотря ни на что быть полезным Родине, защищать ее, громить врага изо всех сил. Все они – Герои Советского Союза. Но заслуги этих людей заключаются не столько в количестве уничтоженных самолётов противника, сколько в высоких морально-волевых качествах, в стремлении после тяжелейшего ранения вернуться в строй, несмотря ни на что.

0