Какой бы деятельностью ни занимался современный человек, по какой бы профессии он ни работал, в его жизни, пусть самое непродолжительное время, была школа, и был свой учитель – человек, который не только знакомил с основами какой-то науки, но передавал знания жизни, воспитывал, обучал тому, как войти в эту жизнь.

Учительская, педагогическая профессия, считается одной из самых древних на Земле. Её появление было вызвано необходимостью передать опыт и знания ведения хозяйства и управления новым поколениям. Первые школы, согласно историческим источникам, появились в странах Древнего Востока, а затем в древней Греции и Риме. Более того, многие термины в области  педагогики и обучения, например, «педагогика», «дидактика», «магистр», «доцент», «гимназия», «школа», «студент» и другие, которые мы используем сегодня, пришли из древности, закрепились в языке и воспринимаются как современные.

В странах Древнего Востока существовали жреческие школы при храмах, готовившие служителей религиозного культа.  Дети знати обучались в школах, которые условно можно назвать дворцовыми, т.е. во дворцах богатых и знатных людей.  Будущих чиновников для управления в разных сферах деятельности готовили в школах писцов.

Древние греки строили обучение и воспитание на основе разностороннего развития, по так называемой афинской системе. В Спарте упор делался на то, чтобы сделать из человека сильного и выносливого воина, готового к сражениям и любым невзгодам. Отсюда и пошло выражение «спартанское воспитание». Древние римляне пытались объединить при обучении подрастающего поколения особенности афинской и спартанской школ.

Первыми учителями были рабы – пленные воины или образованные жители захваченных территорий. Раб должен был сопровождать, вести ребенка своего господина в школу, следить за ним дома. Отсюда и появилось слово «педагог», т.е. ведущий ребёнка.  Педагоги постепенно из обычных рабов превращались в домашних учителей. Если ребёнок проявлял мало прилежания и желания обучаться,  педагог мог в этом случае применить и стимул, т.е. специальную палку. Надо отметить, что девочки в древних школах не обучались. Обучение, если таковое и было, проходило для них дома.

Достоверно известно, что на Руси об учительской профессии заговорили после принятия христианства. Тогда князь Владимир издал указ о том, чтобы отдавать «на книжное обучение» детей «лучших людей». Позже в Новгороде при Ярославе Мудром была создана школа для детей духовных лиц и старост. Они изучали чтение, письмо, счет и основы христианской веры. Обучение велось на русском языке.

В 1965 году в СССР был установлен праздник «День учителя», который долгие годы отмечали в первое воскресенье октября. Эта традиция сохранилась в некоторых государствах бывшего Союза до сих пор. В наши дни этот праздник приурочен к 5 октября. Дело в том, что 5 октября 1966 года в Париже проводилась специальная межправительственная конференция ЮНЕСКО и Международной организации труда о статусе учителей, на которой были приняты соответствующие рекомендации. В них впервые было четко определено понятие «учитель». В данную категорию вошли педагоги, обучающие и воспитывающие детей в начальных и средних школах. В Рекомендации были описаны цели и политика в области образования, порядок подготовки учителей и важность их профессиональной подготовки. С 1994 года этот праздник называется Всемирный день учителя.

0