Само название «государственный пожарный надзор» говорит о том, что эта структура со стороны государства должна контролировать соблюдение определенных предписаний и правил, выявлять их нарушения, анализировать причины возникновения пожаров, предлагать меры по их избежанию. Такая работа ведется в течение всего года: осенью и зимой, т.е. в период холодов, чтобы предотвратить пожары, в значительной степени, в жилом секторе, в весенне-летние месяцы – чтобы обезопасить себя, жилища и иные строения, животных и угодья от пожаров в лесах и на полях.

Развитие пожарно-надзорной службы началось много веков назад.

Как свидетельствуют древние летописи, Москва горела и частично выгорала одиннадцать раз. Наиболее сильные пожары бушевали в городе в 1177 (из-за бытовых причин), 1341 и 1348 гг. (была подожжена во время осады ордынскими полчищами).

Нарушителей пожарных правил карали чрезвычайно строго. Согласно судебнику «Русская правда», поджигателя ждала смертная казнь – ему отрубали голову, а все его домочадцы обращались в пожизненное рабство.

Самыми первыми профилактическими противопожарными мерами безопасности можно считать возведение каменных стен вокруг городов и промазывание брёвен просоленным берёзовым соком, которое практиковалось на Руси с XIV в. Первая противопожарная команда была создан еще в XVII веке. Ее члены должны были обходить дозором город и при необходимости тушить возникшие пожары. Они также имели право наказывать тех, кто нарушает правила пользования огнем.

В годы правления Петра I в России была построена первая пожарная часть. В 1803 году в Санкт-Петербурге начал функционировать первый профессиональный пожарный отряд. А в 1804 году такая пожарная команда была создана и в Москве.

В XIX веке начали появляться заводы по изготовлению специального пожарного оборудования. А в 1903 году в Российской империи был создан первый рабочий прототип пожарного машины на базе автомобиля «Руссобалт», который выпускался до 1917 года.

В мае 1926 года на Всероссийском совещании пожарных был разработан проект «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР». 18 июля 1927 года это положение было подписано Всероссийским Центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров РСФСР.

Почти через десять лет 7 апреля 1936 г. Постановлениям ЦИК и СНК СССР № 52/654 «О государственном пожарном надзоре» были определены основные функции этой структуры – организаторские, контрольные и административные.

Организаторская функция направлена на обеспечение боеготовности пожарных частей, установление порядка совместной их работы и использование их технических возможностей для предупреждения и ликвидации пожаров, а также на разработку противопожарных норм и правил. Контрольные функции заключаются в обеспечении соблюдений противопожарных норм и правил при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных предприятий. Органы Государственного пожарного надзора, кроме того, контролируют боеготовность ведомственных и добровольных пожарных подразделений и формирований, а также исправное содержание противопожарного оборудования на предприятиях. Административные функции подразумевают воздействие на нарушителей противопожарных норм и правил. Используя свои широкие права, должностные лица госпожнадзора беспрепятственно посещают предприятия и обследуют их здания, сооружения и склады, составляют акты и предписания по результатам обследований, знакомятся с технической документацией на оборудование и технологические процессы, с организацией работ, с соблюдением работающими противопожарного режима на предприятии. В случае угрозы возникновения пожара они имеют право приостановления работы отдельного оборудования, участка, цеха и в целом предприятия. Виновные в нарушении обязательных постановлений, правил, норм и инструкций по противопожарной охране могут быть привлечены органами госпожнадзора к административной ответственности. За все годы существования пожарного надзора в России суть выполняемых им задач, несмотря на многочисленные переименования и структурные новшества, не изменилась.

0